Что значит межсубъектное рассуждение в ЭДЛ (элементарной диалектической
логике)?
Статика и динамика рассуждения
Допустим, в ФЛ рассуждение фиксированное. В ЭДЛ ситуация не фиксированная. Она меняется с каждой ответной репликой собеседника (рассуждение углубляется проработкой одной темы или расширяется затрагиванием новых тем).
Разве может в формальной логике возникнуть развивающееся рассуждение? - Нет. Ведь заключение в ФЛ всегда равно сумме посылок при любом наперед заданном их числе. А в диалектической логике развивающееся рассуждение (мысль) есть штатный режим.
Развитие дискуссии
Развитие дискуссии "внутри виртуального субъекта". Участник может пережить все перипетии состоявшейся очной дискуссии с друзьями в реале или хозяйственный спор в арбитраже.
Задним числом додумывать аргументы. Только в этом случае дискуссия уже в прошедшем времени и в Вашем сознании остались лишь её виртуальные следы.
Тогда как на ФШ дискуссия постоянно действующая. Она протекает в реальном времени с регистрацией авторства реплик. Может переходить в спящий режим и затем возобновиться. Здесь виртуальное (происходящее в сознании участников) накладывается на реальные реплики собеседников.
Элементарная диалектическая логика работает как в интра-субъектном (внутреннем, виртуальном), так и в интер-субъектном (межсубъектном, межличностном) режиме.
Субъект рассуждения
Формальная логика отвлекается от субъекта рассуждений, а диалектическая логика вводит его в структуру высказывания (формула диалога) :
межсубъектное рассуждение - это совместное рассуждение двух и более лиц на заданную тему.
Это значит, что на рабочий стол дискуссии выкладываются посылки
с двух сторон: пропонента и оппонента. Например, в суде доводы
обвинения и защиты. Встречная аргументация возражений и подтверждений.
Итоговое заключение присяжных и судьи. Дебаты в суде, парламенте - это
образец совместных межсубъектных рассуждений.
Рабочий стол дискуссии
рабочий стол дискуссии - это экран монитора, на который выкладываются наши реплики по обсуждаемой теме. Реплики могут представлять собой тексты, схемы, рисунки, определения, вопросы, утверждения и возражения.
Свойство рабочего стола таково, что размещенные на нем тексты могут одновременно видеть все участники обсуждаемой темы.
Рабочий стол дискуссии
рабочий стол дискуссии - это экран монитора, на который выкладываются наши реплики по обсуждаемой теме. Реплики могут представлять собой тексты, схемы, рисунки, определения, вопросы, утверждения и возражения.
Свойство рабочего стола таково, что размещенные на нем тексты могут одновременно видеть все участники обсуждаемой темы.
У экрана монитора функция обозримого для участников и наблюдателей
рабочего стола, на котором размещаются тексты, схемы, рисунки в порядке
опредмечивания мыслей собеседников.
Дискуссия на Философском Штурме наглядный пример естественного совместного
рассуждения. На основе естественного рассуждения можно строить
теоретические модели рассуждения и его логики с той или иной проработкой
деталей.
Статика и динамика рассуждения
Допустим, в ФЛ рассуждение фиксированное. В ЭДЛ ситуация не фиксированная. Она меняется с каждой ответной репликой собеседника (рассуждение углубляется проработкой одной темы или расширяется затрагиванием новых тем).
Разве может в формальной логике возникнуть развивающееся рассуждение? - Нет. Ведь заключение в ФЛ всегда равно сумме посылок при любом наперед заданном их числе. А в диалектической логике развивающееся рассуждение (мысль) есть штатный режим.
Развитие дискуссии
Развитие дискуссии "внутри виртуального субъекта". Участник может пережить все перипетии состоявшейся очной дискуссии с друзьями в реале или хозяйственный спор в арбитраже.
Задним числом додумывать аргументы. Только в этом случае дискуссия уже в прошедшем времени и в Вашем сознании остались лишь её виртуальные следы.
Тогда как на ФШ дискуссия постоянно действующая. Она протекает в реальном времени с регистрацией авторства реплик. Может переходить в спящий режим и затем возобновиться. Здесь виртуальное (происходящее в сознании участников) накладывается на реальные реплики собеседников.
Элементарная диалектическая логика работает как в интра-субъектном (внутреннем, виртуальном), так и в интер-субъектном (межсубъектном, межличностном) режиме.
Субъект рассуждения
Формальная логика отвлекается от субъекта рассуждений, а диалектическая логика вводит его в структуру высказывания (формула диалога) :
А: Si,j > (s-p), (1)
где
А - высказывание;
s - логический субъект;
р - предикат;
S(прописное) - субъект рассуждения;
[-] - связка;
[>] - знак квотирования (оператор генерации высказываний) ;
i, j - позиции субъекта рассуждений.
s - логический субъект;
р - предикат;
S(прописное) - субъект рассуждения;
[-] - связка;
[>] - знак квотирования (оператор генерации высказываний) ;
i, j - позиции субъекта рассуждений.
Рассуждение может быть индивидуальным и совместным. Например,
совместное интерсубъектное (межсубъектное) рассуждение ученика
(интеллект Si) и учителя (интеллект Sj).
Индивидуальное рассуждение
также можно рассмотреть как диалоговое: задаю себе вопросы, отвечаю на
них, оцениваю вопросы и ответы, ставлю перед собой логические задачи и
выполняю успешно или неудачно.
Уровень интеллекта индивида, пожалуй, зависит от того насколько
человек интеллектуально воооружен: совершенен логический аппарат и
развита способность к собственному внутреннему (интрасубъектному)
диалогу.
Итак, имеем две логики. Формальную логику (бессубъектную) - то есть
формально-логическое рассуждение может воспроизвести программа
компьютера (искусственный интеллект) . И субъектную диалектическую
логику - это логика естественного интеллекта.
В тестах, говоря о логике, обычно подразумевают формальную логику
(способность связывать суждения в умозаключениях) . Когда же говорят об
интеллекте, то подразумевается способность делать выводы минуя
умозаключения. Как это?
В самом деле. Зная какие-то посылки, посредством рассуждения человек
извлекает из них информацию и приходит к заключению, имеющему значение
для принятия важного решения.
Но ту же самую информацию человек способен
получить вовсе не прибегая к формально-логическим выкладкам, а просто
оценив данные и правильно сформулировав соответствующий вопрос себе или
внешнему источнику информации.
Всё дело в том, что в формальной логике оперируют исключительно
истинностными формами мышления (суждениями) . А в диалектической логике в
дополнение к суждениям используются неистинностные формы (вопросы,
оценки, императивы) . Неистинностные - это значит высказывания не
принимают значения 'истинно' и 'ложно'.
Умение ставить вопросы,
оценивать и управлять рассуждение императивами - это показатель
развитого интеллекта. Отсюда и возникает некоторая противоположность
между логикой (понимаемой как формальная) и живым интеллектом,
оперирующим диалектической логикой.
Дискуссия как межсубъектное совместное рассуждение
Что касается дискуссий, то они могут быть строго регламентированными (научная дискуссия, парламент, суд) и свободными от регламентации (стихийными), в частности, базарные. Пример у Гегеля в статье "Кто мыслит абстрактно?":
Подвижность высказываний в рассуждении
В каком смысле контекст дискуссии (логическая ситуация) меняется в ЭДЛ? То, что в моем высказывании утверждается (на позиции [р] -предикат), в Вашем высказывании становится логическим субъектом s (то, о чем говорится). В свою очередь, то, что Вы утверждаете, становится предметом моего рассмотрения.

Каждый из участников диалога вносит частичное изменение в структурные элементы суждения. И, таким образом, происходит движение совместного рассуждения. Истинность высказывания может стать предметом дополнительной оценки.
В ЭДЛ особенность - немного неклассическое суждение. Противоречие, заложенное в начало развивающегося суждения, представляет собой два взаимоисключающих высказывания, не имеющих истинностное значение истинно/ложно (оценка не обозначена вообще).
Истина в диалектике процесс. Соответственно, движутся и истинностные оценки от отсутствия к их приобретению.
По смыслу понятия "развивающееся", разумеется, суждение не может оставаться неизменным.
Направление же развития осуществляется от качества простое "мнение" к качеству общезначимой истины. В процессе развития во взаимодействии с отрицанием утверждение обрастает, наращивает мышцы аргументации своей истинности или разрушается (например, разваливается дело в суде) под напором критики.
Торможение критики
Тут две причины: или потенциальный критик робеет, или искренне не видит предполагаемые ошибки. А вот Сергей пришел, увидел, опознал.
Свежий, незамыленный взгляд на элементарную диалектическую логику был бы весьма уместен. Если есть что сказать, то чего уж там скрывать свои соображения. Назвался груздём - полезай в кузов!
Вербализация образов в межсубъектном рассуждении
Человек мыслит образами. Только проблема состоит в том, что образы непосредственно не передаваемы от субъекта к субъекту в межличностной коммуникации. Нужно предварительное опредмечивание образа.
Таким опредмечиванием может служить не только вербализация, а и пиктограмма, изображение на художественном полотне, в музыкальном произведении, опредмечивание образа в чертежах инженера.
Вербализация - это универсальное опредмечивание образов и мыслей. Поэтому на ней сконцентрировано внимание в большей мере.
Формальная логика - предельно строгое средство обработки продуктов человеческого мышления и рассуждения в вербализованном виде. Имея в качестве базовой традиционную формальную логику, можно поэкспериментировать с её исходными принципами и понятиями: что-то прибавить или убавить, трансформировать структуру, запустить систему в движение. И т.п.
Проблема запуска развивающейся мысли (запуск логической системы)
Структура рассуждения, описываемая формальной логикой, принципиально статична. В статичном состоянии её удерживают три основных закона формальной логики. Система должна быть тождественной самой себе. Всякое противоречие в высказываниях исключается. Ничего третьего!
Как при таких условиях запустить систему в движение? Если демонстрация и есть движение, то в структуре формальной логики одновременно даны и исходные посылки, и демонстрация, и заключение. Все три элемента доказательства обозреваются единым взглядом без перевода внимания с одного элемента на второй и третий.
Не выходя за рамки формальной логики, пожалуй, единственным средством будет построение ряда статичных фрагментов развёрнутых во времени. Ведь формальная логика привязывает действие трех основных законов к одному моменту времени. То, что будет изображено в соседний момент, не будет квалифицироваться как противоречие. При этом смысловая связь, релевантность сохраняются.
Остается наподобие фильма прокрутить последовательный набор формально-логических кадров.
Пример
Давайте конкретизируем движение вообще до движения мысли в рассуждении. Что нового в этом плане вносите в традиционную логику?
Например, в развиваемой мною элементарной диалектической логике запуск логической системы в движение осуществляется следующим способом.
За счет введения противоречия высказываний в систему в качестве её закона. Для чего логика наделяется статусом субъектности, который отсутствует в ФЛ. Две равным образом обоснованные позиции составят проблему. С последующим разрешением проблемы по законам диалектики
--
Дискуссия как межсубъектное совместное рассуждение
Что касается дискуссий, то они могут быть строго регламентированными (научная дискуссия, парламент, суд) и свободными от регламентации (стихийными), в частности, базарные. Пример у Гегеля в статье "Кто мыслит абстрактно?":
«Эй, старая, ты торгуешь тухлыми яйцами», – сказала покупательница торговке «Что? – вспылила та, – мои яйца тухлые?! Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить такое про мой товар! Ты? У которой отца вши заели, а мамаша якшалась с французами? Ты, у которой бабка померла в богадельне? Ишь, целую простыню на свой платок извела! Известно, небось, откуда у тебя все эти шляпки да тряпки! Если бы не офицеры, такие, как ты, не щеголяли бы в нарядах! Порядочные-то женщины больше за домом смотрят, а таким, как ты, самое место в каталажке! Заштопай лучше дырки-то на чулках!»
Подвижность высказываний в рассуждении
В каком смысле контекст дискуссии (логическая ситуация) меняется в ЭДЛ? То, что в моем высказывании утверждается (на позиции [р] -предикат), в Вашем высказывании становится логическим субъектом s (то, о чем говорится). В свою очередь, то, что Вы утверждаете, становится предметом моего рассмотрения.
перемещение предмета мысли в совместном рассуждении

рис.1
Каждый из участников диалога вносит частичное изменение в структурные элементы суждения. И, таким образом, происходит движение совместного рассуждения. Истинность высказывания может стать предметом дополнительной оценки.
В ЭДЛ особенность - немного неклассическое суждение. Противоречие, заложенное в начало развивающегося суждения, представляет собой два взаимоисключающих высказывания, не имеющих истинностное значение истинно/ложно (оценка не обозначена вообще).
Истина в диалектике процесс. Соответственно, движутся и истинностные оценки от отсутствия к их приобретению.
По смыслу понятия "развивающееся", разумеется, суждение не может оставаться неизменным.
Направление же развития осуществляется от качества простое "мнение" к качеству общезначимой истины. В процессе развития во взаимодействии с отрицанием утверждение обрастает, наращивает мышцы аргументации своей истинности или разрушается (например, разваливается дело в суде) под напором критики.
Торможение критики
Тут две причины: или потенциальный критик робеет, или искренне не видит предполагаемые ошибки. А вот Сергей пришел, увидел, опознал.
Свежий, незамыленный взгляд на элементарную диалектическую логику был бы весьма уместен. Если есть что сказать, то чего уж там скрывать свои соображения. Назвался груздём - полезай в кузов!
Вербализация образов в межсубъектном рассуждении
Человек мыслит образами. Только проблема состоит в том, что образы непосредственно не передаваемы от субъекта к субъекту в межличностной коммуникации. Нужно предварительное опредмечивание образа.
Таким опредмечиванием может служить не только вербализация, а и пиктограмма, изображение на художественном полотне, в музыкальном произведении, опредмечивание образа в чертежах инженера.
Вербализация - это универсальное опредмечивание образов и мыслей. Поэтому на ней сконцентрировано внимание в большей мере.
Формальная логика - предельно строгое средство обработки продуктов человеческого мышления и рассуждения в вербализованном виде. Имея в качестве базовой традиционную формальную логику, можно поэкспериментировать с её исходными принципами и понятиями: что-то прибавить или убавить, трансформировать структуру, запустить систему в движение. И т.п.
Проблема запуска развивающейся мысли (запуск логической системы)
Структура рассуждения, описываемая формальной логикой, принципиально статична. В статичном состоянии её удерживают три основных закона формальной логики. Система должна быть тождественной самой себе. Всякое противоречие в высказываниях исключается. Ничего третьего!
Как при таких условиях запустить систему в движение? Если демонстрация и есть движение, то в структуре формальной логики одновременно даны и исходные посылки, и демонстрация, и заключение. Все три элемента доказательства обозреваются единым взглядом без перевода внимания с одного элемента на второй и третий.
Не выходя за рамки формальной логики, пожалуй, единственным средством будет построение ряда статичных фрагментов развёрнутых во времени. Ведь формальная логика привязывает действие трех основных законов к одному моменту времени. То, что будет изображено в соседний момент, не будет квалифицироваться как противоречие. При этом смысловая связь, релевантность сохраняются.
Остается наподобие фильма прокрутить последовательный набор формально-логических кадров.
Пример
Давайте конкретизируем движение вообще до движения мысли в рассуждении. Что нового в этом плане вносите в традиционную логику?
Например, в развиваемой мною элементарной диалектической логике запуск логической системы в движение осуществляется следующим способом.
За счет введения противоречия высказываний в систему в качестве её закона. Для чего логика наделяется статусом субъектности, который отсутствует в ФЛ. Две равным образом обоснованные позиции составят проблему. С последующим разрешением проблемы по законам диалектики
--
Комментариев нет:
Отправить комментарий